Круглый стол по вопросу «Агентский НДС для макулатуры: драйвер или барьер развития отрасли?»

20 февраля при поддержке Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» состоялся круглый стол по вопросу «Агентский НДС для макулатуры: драйвер или барьер развития отрасли?»

Собравшиеся для обсуждения этого вопроса представители профессионального сообщества СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры», Ассоциации «Вторичные ресурсы», РАО «Бумпром», АПЭТ, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», научного сообщества Факультета политологии МГУ, Президентской академии ИГСУ РАНХиГС, МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭПМ), Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, регулятора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», ОНФ, экспертного сообщества Strategy Partners Group, АНО «ЭПИ-Центр», ICC Russia, Центр Системных решений, высказали мнение по вопросу.

Руководитель Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов открыв дискуссионный блок, акцентировал внимание присутствующих на следующих вопросах:

  • введение агентского НДС для операций с макулатурой негативно скажется в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса, показателях национального проекта Экология, раздельном сборе;
  • риски по операциям, связанных с населением, ввиду оценочных суждений ФНС России в отношении происхождения макулатуры по аналогии с отраслью ломозаготовки;
  • разночтения между налогообложением региональных операторов и вовлеченным ими в обращение с ТКО (предложение Правительства РФ по освобождению регоператоров от НДС) и пунктами по заготовке макулатуры;
  • неоднозначное правовое регулирование вопроса права собственности на ТКО и переход права собственности на него в результате организации сбора макулатуры.

Представители научного сообщества озвучили следующее мнение о введении агентского НДС по операциям с макулатурой. Михаил Пономарев —  Научный сотрудник Отдела экологического и аграрного законодательства «Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ» — акцентировал внимание участников на сложностях в определении права собственности на ТКО и перехода прав на него, в связи с чем сделки по продаже макулатуры могут быть «вне закона», не говоря уже о возникающих в связи с этим сложностях при налогообложении таких сделок.
Максим Вилисов — Доцент кафедры государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова — считает, что введенный механизм нарушает логику поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которую декламирует государством.
Содном Будатаров — преподаватель ИГСУ РАНХиГС, куратор программы Управление отходами производства и потребления, кандидат юридических наук — указал на то, что в нарушение положений ст. 104 Конституции РФ, регламента ГД РФ и регламента Правительства РФ сбор НДС с 1 января 2019 года предложен не в виде законопроекта, а в виде поправки к законопроекту, и не в первом чтении и по инициативе Правительства РФ с соответствующей пояснительной запиской, а во втором чтении, как какое-то замечание на неточность в тексте или техническую ошибку. Такой способ введения налога на добавленную стоимость противоречит закону, поскольку прямо затрагивает конституционные права граждан, бюджеты восьмидесяти двух заводов по переработке макулатуры и тысяч мелких предпринимателей, что подтверждает слова председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о существовании факта недобросовестных законодательных инициатив, «проталкиваемых» под видом поправок во втором чтении.
Александр Долгушин — к.э.н., заведующий кафедры Устойчивого развития Московского университета имени С.Ю. Витте,  эксперт ОНФ —  отметил, что принятый закон нарушил все поддерживаемые Россией принципы устойчивого развития ООН и поручения Президента РФ по вопросам стимулирования населения по организации сбора и обработки отходов. Эксперт оценил потери государства в 2,5 млрд рублей (минимум) в год.
Несмотря на то, что Минпромторг России не может давать оценку предложенному Минфин России агентскому НДС, заместитель начальника отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Григорий Гусев высказался по вопросу введения агентского НДС для операций с макулатурой негативно, указав на то, что это неизбежно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли в целом.

Омбудсмен по вопросам защиты прав микробизнеса и самозанятых граждан Дмитрий Потапенко  напомнил присутствующим, что цели государства и бизнеса, несмотря на заверения в обратном, не всегда совпадают, в связи с чем, стоит выработать позицию, которая смогла бы объяснить органам власти реальную ситуацию в отрасли.

Приглашенный на круглый стол представитель НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Ленар Саттаров рассказал присутствующим о предварительных итогах применения агентского НДС для отрасли ломазаготовки, отметив следующее:

  • заявленная Минфин России возможность для налогоплательщиков на налоговый вычет по НДС нивелируется действиями ФНС России, направленными на оспаривание любых сделок, позволяющих применить такого рода вычеты;
  • НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»  оценивает потери бюджета от введенного агентского НДС по итогам 2018 года минимум в 3 млрд рублей (по оценкам крупнейших участников СРО в 5,3 млрд рублей);
  • цена на лом в результате совокупности обстоятельств, в том числе и в результате изменения налогообложения увеличивается;
  • операций с металлоломом блокируются со стороны банков.

Подытожила результаты круглого стола заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии  «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева, которая отметила, что, несмотря на заявленные Минфин России основания для введения для операций с макулатурой НДС, все происходящее в отрасли ломозаготовки и заготовки макулатуры скорее напоминает работу ради работы. Так эффект от мониторинга попавших под него налогоплательщиков скорее напоминает «сизифов труд», чем эффективную политику государства, поскольку, несмотря на увеличившееся количество налогоплательщиков в указанных отраслях, это неоднозначно будет свидетельствовать об увеличении поступлений в бюджет.

По результатам заседания рабочей группы было принято решение о запросе ФНС России данных об уплате налога за I квартал 2019 года налогоплательщиками, осуществляющими операции с макулатурой, с целью установления суммы уплаченного налога.