Дискуссионная сессия «Проблемы лицензирования и разрешительной деятельности на рынке лома: риски которых мы не ждали»

19 марта 2019г. в Москве состоялась важнейшая для отрасли экспертная дискуссионная сессия «Проблемы лицензирования и разрешительной деятельности на рынке лома: риски которых мы не ждали» в рамках деловой программы международного форума и выставки по вторсырью «MIR-EXPO 2019», открыл которую модератор Ильдар Неверов,  председатель комитета Деловой России по природопользованию и экологии.

С ключевым докладом в рамках мероприятии выступила Наталья Беляева — руководитель юридической компании Дельфи, заместитель  председателя Комитета Деловой России по природопользованию и экологии.

Необходимость внесения изменений в действующие НПА в области обращения с ломом продиктованы не только поручением Президента РФ (поручение от 23 февраля 2019г. № Пр-277, п. 1б о представлении предложения о совершенствовании правил обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов, механизмов вовлечения указанных лома и отходов в повторный хозяйственный оборот, а также о введении процедуры их отчуждения путём продажи на публичных торгах, в том числе с использованием цифровых платформ), но и иными сложившимися в области ломозаготовки обстоятельствами.

Фактически поручение Президента РФ фиксирует самую главную проблему отрасли с точки зрения регуляторов: непрозрачности рынка из-за отсутствия достоверных источников, дающих информацию об образовании лома в России. То есть фактически речь идёт об отсутствии единой системы учета образования и движения лома, что приводит к негативным последствиям: утрата доверия банков и как следствие «вывод» ломозаготовительного бизнеса в «красную», рисковую зону бизнеса; коллизии понятийного аппарата НПА, регулирующих обращение с ломом, написанными ещё до принятия закона, в отличие от глоссария 89-ФЗ дают легальную возможность белое выдавать за черное, тем самым подтверждая выводы банков о рисковости этого бизнеса; разрешительная документация (лицензии) на лома в отличие от лицензий на отход нарушают принцип единого экономического пространства, о котором говорится в 99-ФЗ, а также дают основания для исключения понятия федеральная лицензия в отношении деятельности с ломами (в то время как у деятельности с отходами абсолютно идентичный набор требований с ломами: площадка, персонал, оборудование).

Это необходимо менять, иначе «заплаточный» ремонт, который в настоящее время пытаются производить (к примеру, закон об ограничении расчетов наличными денежными средствами с населением за лом) причинит только вред. Его появление обусловлено только невозможностью соотнести данные образования лома с суммами денег, снимаемых на закуп, с цифрами которые заводы переработчики дают в качестве обоснования запрета на экспорт.

В качестве предложений для ответственных федеральных органов власти, Правительства РФ и Президента РФ по внесению изменений в действующее законодательство представители отрасли озвучили:

  • привести в соответствие с отраслевым законом 89-ФЗ глоссарий Положения о лицензировании деятельностях по обращению с ломами чёрных, цветных металлов N1212;
  • разделить виды работ деятельности по обращению с ломами не только на вид лома (чёрный и/или цветной), но и на отдельно хранение, заготовку, переработку, реализацию, в связи с чем внести изменения:
    • в положение о лицензировании и в закон о лицензировании отдельных видов деятельности в части изменения наименования вида деятельности в связи с разделением видов работ;
    • в положение о лицензировании в связи с дифференциацией лицензионных требований к каждому из лицензионных видов работ.