Комментарии эксперта

 
Развернуть

Утилизация транспортных средств: что изменилось?

Не смотря на то что с 01 июля 2016 года деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, без лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности осуществлять нельзя, не все компании, занимавшиеся автоутилизацией, сочли, имея при этом лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов, необходимым получать лицензию на отходы, полагая, что если раньше все было хорошо, то почему сейчас что-то должно измениться?!

И действительно время шло, машины, выбывающие из эксплуатации по тем или иным причинам, «утилизировались» (в кавычках потому что фактическое уничтожение транспортного средства не является собой утилизацию в смысле понятийного аппарата Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), отделы ГИБДД выдавали справки о снятии автомобилей с учета в связи с утилизацией, принимая при этом выданные автоутилизаторами документы (лицензию на лома, ПСА и договор).

Однако приказом МВД России от 20.03.2017 №139 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств» (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 №47214) вступившем в законную силу с 10 июля 2017 г. в Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации были изменены, а именно: «…Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства» (п. 5 Правил регистрации).

Таким образом, если ранее отработанная схема взаимодействия автоутилизаторов и ГИБДД позволяла выдать в подтверждение факта уничтожения транспортного средства утвержденное приказом Минпромторга РФ от 14.01.2010 №10 «Об утверждении формы и требований к Свидетельству об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства» свидетельство об утилизации ВЭТС, прилагая к нему, и, указывая в нем лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов, то в настоящее время такое свидетельство НЕ может быть заполнено компанией утилизатором, имеющей только лицензию на обращение с ломом и отходами черных, цветных металлов, и НЕ имеющей лицензию на обращение с опасными отходами, т.к. процедура утилизации транспортного средства предполагает осуществление как минимум указанного вида работ из состава предусмотренных действующим законодательством.

В связи с этим п.2.3 свидетельства об утилизации «Лицензия» должен содержать сведения о лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.

При этом следует помнить, что когда приказом Минпромторга РФ от 14.01.2010 г. №8 «Об утверждении Порядка проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию» (далее — приказ Минпромторга РФ №8), принятого во исполнение постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г.  №1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации, вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» были определены условия, предъявленные к пункту утилизации, а именно: иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов II — IV класса опасности; иметь лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов либо договоры с предприятиями, обладающими вышеуказанными лицензиями.

Пункт утилизации должен осуществлять следующие операции:

  • осушение ВЭТС, т.е. слив всех жидких компонентов: топлива, масел, технических жидкостей (охлаждающая и тормозная жидкости, жидкость для омывателей стекол и фар, хладагенты климатических установок);
  • демонтаж шин, аккумуляторов, масляных и воздушных фильтров, подушек безопасности, бамперов, панелей приборов, стекол и других частей, которые не подлежат переработке на предприятиях по работе с металлоломом;
  • сортировку отходов по видам, их накопление и передачу на специализированные предприятия по переработке или захоронению (уничтожению).

Согласно п.1.3.5 вышеуказанного приказа Минпромторга РФ №8 пункт утилизации, желающий участвовать в эксперименте, в целях включения в перечень пунктов утилизации, публикуемый на официальном сайте Минпромторга России, должен был представить заявление в произвольной форме о включении в перечень пунктов утилизации с приложением документов, подтверждающих его соответствие критериям.

Однако после изменений, внесенных в действующее законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности, об отходах производства и потребления, о регистрации транспортных средств наличие или отсутствие пункта утилизатора в указанном реестре в настоящее время не влияет на право выдать свидетельство, так как само по себе участие в государственной программе по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию или неучастие в ней не ограничивает право утилизатора на выдачу того свидетельства. Но при этом важно отметить, что за период с 2010 по 2017 гг. понятийный аппарат законодательства об отходах производства и потребления и лицензионные требования претерпели серьезные изменения, в связи с чем, операции, которые приказом Минпромторга РФ №8 были определены для пунктов утилизации, участвующих в программе стимулирования, не отражают сегодняшнего понятия «утилизация», которое Законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено как использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). В то же время требования, отображенные в приказе Минпромторге РФ №8 к операциям, осуществляемым пунктом утилизации, скорее можно отнести с сегодняшнему определению понятия «обработка отходов», а именно к предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, которого на момент принятия указанного приказа Минпромторга РФ не существовало, и лицензированию в области обращения с опасными отходами подлежали такие виды работ как сбор, использование, обезвреживание и размещение. Таким образом, из системного толкования норм действующего законодательства, с учетом дополнительно существующих требований к участникам государственной программы стимулирования приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, можно сделать вывод, что при подаче собственником или уполномоченным им лицом документов на утилизацию транспортного средства к свидетельству об утилизации ВЭТС необходимо прилагать следующие документы:

  • документы собственника ТС (паспорт ФЛ или уставные документы ЮЛ: устав, ОГРН, ИНН, решение о назначении исполнительного органа ЮЛ, доверенность на уполномоченное лицо);
  • письменно заявление об утилизации ТС, составленное по установленному ГИБДД образцу;
  • паспорт на ТС;
  • документы о регистрации ТС;
  • номерные знаки ТС;
  • отметка о снятии с учета в представительстве военкомата (для ТС, считающихся внедорожниками, грузовиками или автобусами);
  • квитанция (чек-ордер) или платежное поручение об уплате госпошлины за снятие с учета ТС в связи с утилизацией;
  • договор на утилизацию ТС (если ТС утилизировано вне государственной программы по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию);
  • свидетельство об утилизации ВЭТС;
  • лицензия компании утилизатора на заготовку, хранение, переработку, реализацию лома черных, цветных металлов;
  • лицензия компания утилизатора на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (обязательно с разрешенным видом работ утилизация).

 

Указанные изменения без сомнения заставят многих автоутилизаторов пересмотреть свое мнение об отсутствии необходимости получения разрешительной документации на право обращения с опасными отходами и заняться получением лицензии. Однако уже сейчас очевидно, что не все компании готовы меняться, не смотря на наступление обстоятельств, обязывающих действовать и приводить свои документы в соответствие с действующим законодательством. Причины такой неготовности разнообразны: выход из зоны комфорта, в которой они находились длительное время («работаю, и вроде пока никто не трогает, а если так, то зачем тратить деньги?»); «консультации» не всегда компетентных специалистов («свидетельство об утилизации ВЭТС может выдать любая компания с лицензией на обращение с опасными отходами, при этом вид работ, на которые выдана такая лицензия, может быть и необязательно утилизация, обработки вполне достаточно»); информационная и правовая «хромота» сотрудников регистрационного органа (в разных отделах регистрации ГИБДД можно услышать совершенно разные требования: где-то довольствуются лицензией на отходы, не обращая внимания на тот вид работ, который вправе осуществлять лицензиат; где-то вообще всерьез принимают свидетельство о добровольной сертификации ГОСТ Р услуги по утилизации автомобилей как основной документ, удостоверяющий право на автоутилизацию; ну а некоторые в связи с развернутой в России государственной программы по утилизации автомобилей принимают в качестве документа, удостоверяющего право утилизатора на проведение указанного вида работ и на выдачу свидетельства об утилизации ВЭТС, свидетельство об аккредитации компании участника государственной программы и т.п.).

Переходный период, который сопровождает любые изменения, тем более такие масштабные (автоутилизация лишь небольшая часть глобальных изменений, задекларированных введенным в действие Федеральным законом от 29.12.2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», а также сформированных перечнем поручений Президента РФ №140, исполнительными и законодательными органами власти проводится работа по стимулированию деятельности по переработке отходов производства и потребления), никогда не был простым с точки зрения правоприменения, но это не значит, что он не закончится, и что совокупные действия бизнеса и органов исполнительной власти, а также вовлеченных ведомств, служб, агентств не будут урегулированы, а правила не станут понятными.

 
Развернуть

Как минимизировать риски при заключении договора на сделку с ломом?

Несмотря на большую популярность типовых договоров, при заключении договора следует обратить внимание на несколько пунктов:согласование.

  • существенных условий договора;
  • порядок поставки и оплаты;
  • полномочия контрагента на подписание договора.

Рассмотрим эти пункты подобнее.

Для начала стоит ознакомиться со всеми условиями договора, без которых сделка не будет считаться заключенной, поставщик и покупатель не смогут потребовать друг от друга выполнения договорных обязательств или отстоять свои права на суде. Основными условиями, которые необходимо согласовывать в договоре поставки при любых обстоятельствах, являются наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность, а также срок поставки. Не всегда в договоре есть возможность прописать данные условия, поэтому можно указать общую информацию о товаре со ссылкой на обязательное приложение к договору (спецификацию), в котором стороны уже конкретно оговаривают все условия.

Лицензия на вас. Ибо я знаю, но я не буду. Отпускает, если больше не беспокоиться об этом. «Почему?» голосом всех вещей. Он затворник, нет ничего. прежде, чем я увижу вас, вы бы, вы могли сказать, что это. Время ответить на это событие, меньше сомнений чем консультаций. «Вот я здесь. Выберите» я знаю, что Бог существует, что там, где к настоящему времени вы решили помочь.