В Москве состоялся круглый стол, посвященный экономическому стимулированию комплексного лесопользования

16 апреля 2019 года Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» провела в Москве круглый стол «Экономическое стимулирование комплексного лесопользования». Модератором мероприятия выступил директор Лесной программы WWF России Николай Шматков.

Ключевой целью заседания было обсуждение правоприменительных проблем отрасли и предложений по внедрению организационных и экономических мер для обеспечения комплексного использования лесных ресурсов, совершенствования практики лесоуправления и преодоления барьеров при развитии многоцелевого лесопользования. Среди актуальных затронутых вопросов были экологические проблемы лесной промышленности, рациональное использование древесного сырья, финансовые инструменты государственной поддержки переработчиков, внедряющих комплексные подходы к  рациональному лесопользованию, зеленые банковские инструменты, инструменты для стимулирования развития системы переработки отходов. Отдельное внимание было уделено развитию биоэнергетики, законодательному регулированию вторичного использования кородревесных отходов и иных отходов, а также возможностям для инвестиционных проектов в сфере лесной промышленности.

Сомодератор  дискуссии, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева в приветственном слове пожелала участникам стола не просто говорить о проблемах, а предлагать решения для устранения проблем, препятствующих комплексному лесопользованию. В рамках выступления Наталья Сергеевна затронула вопросы о необходимости стимулирования таких мероприятий, как вовлечение кородревесных отходов во вторичное использование, а также использование низкосортной древесины.

Денис Кондратьев, первый заместитель генерального директора СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» рассказал о способах использования КДО и тех продуктах переработки, которые можно из них получить. По его мнению, увеличение заготовки отходов ЛПК позволит увеличить предложение сырья для различных отраслей: 80% отходов могут быть использованы в качестве сырья или топлива, а 30% от объема переработки можно вовлечь  в хозяйственный оборот.

Паси Пойконен, научный сотрудник Института природных ресурсов Финляндии, поделился опытом Финляндии по экономическому стимулированию комплексного лесопользования. Государство предоставляет меры поддержки индивидуальным предпринимателям и стимулирует процессы дисциплинарной и максимально эффективной эксплуатации леса. Хотя меры и несущественные, количество заинтересованных в субсидировании достаточно высокое.

Участники дискуссии также акцентировали свое внимание на выпуске зеленых облигаций, позволяющих увеличить финансирование и популяризировать ответственное, прозрачное потребление и производство.

Кроме того, Минпромторг России в ближайшее время разработает план мероприятий по реализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, нацеленной на  увеличение доли древесного биотоплива в топливно-энергетическом балансе России. Заместитель начальника отдела лесопромышленного комплекса, машиностроения и легкой промышленности А.Н. Кривошеин в рамках своего выступления рассказал об удачном вовлечении КДО в использование на примере пеллетов. Помимо этого, он предложил установить федеральный норматив потребления биотоплива в коммунальной энергетике на уровне 20% топливного баланса субъекта РФ для стимулирования использования биотоплива среди населения и хозяйствующих субъектов. Также им были озвучены меры поддержки производителей «зеленой» энергии.

Адвокат и партнёр Pen&Paper Станислав Данилов акцентировал внимание на том, что предприниматели заинтересованы в реализации национальных экологических проектов при предоставлении ответных выгодных условий сотрудничества с государством. Однако законодательная база России нуждается в реформировании и заполнения нормативных правовых пробелов для снижения рисков производителей и стимулирования их вовлеченности. Например, законопроект о введении нового вида соглашений о защите поощрений и капиталовложений (СЗПК) инвесторов урегулирован отсылочными нормами к постановлениям Правительства, которые будут изданы только после принятия закона. В связи с этим 64,4% реализации, указанной в паспорте проекта, за 2019 год не удастся достигнуть. Законопроекты о специальных инвестиционных контрактах (СПИК) также изобилуют неопределенностями и субъективизмами, вызывающими разночтения и многообразные интерпретации.

Таким образом, по итогам заседания были зафиксированы конкретные меры, направленные на устранение вопросов, возникающих как у бизнеса, так и у региональных властей во время применения существующих мер экономического стимулирования и во время намерения использовать предлагаемые для введения меры (например, СЗПК). Основная проблема – отсутствие механизмов работы, в том числе ответственного органа, регламента обращения с бланками, формами, сроков рассмотрения заявок, объема прилагаемой к заявкам документации. Впоследствии все рекомендации будут отражены в Резолюции.

Подробнее