Лицензирование

 

Основные проблемы в сфере лицензирования для соискателей и лицензиатов

4 мая 2011 г. был принят Федеральный закон от № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), согласно которому заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит обязательному лицензированию. Принятие нового законодательного акта, взамен действовавшего с 2001 года Федерального закона с аналогичным названием, было обусловлено необходимостью создания концептуально новой структуры закона, унификации порядка лицензирования, а также повышения прозрачности лицензионных процедур и их совершенствования.

В свою очередь процесс лицензирования деятельности по обращению с ломом регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012г. №1287 «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов» (далее – Положение №1287). В данном Положении устанавливается порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и (или) цветных металлов, осуществляемой как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства. Однако, несмотря на принятие нового законодательного акта, на сегодняшний день все еще существуют неразрешенные вопросы в сфере лицензирования, как для соискателей, так и для лицензиатов.

1. Препятствие в реализации принципа обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации

Ст.4 Закона №99-ФЗ установлено, что одним из принципов осуществления лицензирования является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов на основании пп.34 п.1 ст.12 Закона №99-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. Определение понятия «заготовки лома черных и цветных металлов» расшифровывается в ст. 4 Положения №1287, согласно которой это – приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации, т.е. к месту осуществления деятельности или к месту реализации.

Пунктом 8 ст.3 Закона №99-ФЗ определено понятие места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности,) как объекта (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Согласно ст.9 Закона №99-ФЗ лицензия, которая выдана в надлежащем порядке уполномоченными на это органами власти, является бессрочной и в полной мере обладает юридической силой на всей территории РФ и иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством и нормами международного права.

В соответствии с п.5 ст.9 Закона №99-ФЗ деятельность, на которую была выдана лицензия лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в установленном порядке (постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», далее — Постановление №957). Лицензирующий орган субъекта РФ переоформляет лицензию в порядке, установленном Законом №99-ФЗ, и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет. п.17 ст.18 Закона №99-ФЗ установлено, что переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч.ч.7 и 9 указанной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст.19 Закона №99-ФЗ порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Таким образом, уведомление лицензирующего органа субъекта РФ, отличного от субъекта РФ, выдавшего лицензию организации, по сути своей является переоформлением ранее полученной лицензиатом лицензии в связи с добавлением нового места осуществления деятельности в смысл п.5 ст.9 Закона №99-ФЗ.

Из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что организация, имеющая лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и/или цветных металлов, вправе приобретать лом черных и цветных металлов, транспортировать его как к месту осуществления деятельности, так и к месту реализации, а также продавать его на территории любого субъекта Российской Федерации без применения уведомительного порядка при условии отсутствия у лицензиата намерения организовывать объекты по осуществлению лицензируемого вида деятельности (места осуществления лицензируемого вида деятельности) на территории этих субъектов РФ.

Данное мнение поддерживается и Минпромторгом России, что подтверждается ответами на письменные обращения лицензиатов и их представителей. Однако в отличие от налогоплательщиков, чья вина исключается в случае выполнения ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (ст.111 НК РФ), лицензиаты лишены такого права, так как мнение сотрудников Минпромторга, равно как и мнение сотрудников органов исполнительной власти субъектов РФ, наделенных полномочиями по лицензированию деятельности по обращению с ломами, НЕ имеет преюдициальной силы и НЕ подлежит обязательному использованию в правоприменительной практике.

На практике происходит следующее: специалисты лицензирующих органов в каждом субъекте РФ НЕ согласны (в ряде регионов, например, Республика Коми, Удмуртская Республика) с вышеуказанной позицией, считая, что вне зависимости от принципа единства экономического пространства на территории РФ, все лицензиаты, получившие лицензии в отличном от их субъекта РФ регионе, НЕ могут покупать и продавать лом без соответствующего переоформления (уведомления) даже если заготовка и реализация лома производится без хранения и переработки лома на территории их региона, т.е. без организации нового (дополнительного) места осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом в некоторых субъектах РФ придерживаются мнения Минпромторга России о праве лицензиатов заготавливать и реализовывать лом на территории любого субъекта РФ без применения уведомительного порядка при условии отсутствия намерения организовывать объекты по осуществлению лицензируемого вида деятельности (места осуществления лицензируемого вида деятельности) на территории этих субъектов РФ.

Таким образом, принцип, установленный ст.4 Закона №99-ФЗ, на практике не применяется, а статистика нелегального оборота лома пополняется в том числе и данными о случаях реализации лицензиатами своих прав на территории тех субъектов, в которых субъективное мнение специалиста, зачастую даже не обладающего профильными знаниями, приравнивает такую реализацию права к нелегальному, при этом мнение таких специалистов нередко берутся в основу протоколов об административных правонарушениях, составляемых уполномоченными органами; в описательную часть обвинительных заключений (в случаях уголовного преследования).

Для примера:

Ситуация 1. Между компаниями, одна из которых источник образования лома, а вторая – лицензиат, был заключен договор поставки лома на условиях поставки – выборка товара (самовывоз). При этом лицензиат имеет лицензию, выданную Ямало-Ненецким автономным округом, а металлом, подлежащий вывозу, находится на территории Республики Коми. В связи с возникшими вопросами службы безопасности копании поставщика о легальности совершения такой сделки были сделаны запросы в Департамент Республики Коми и в Минпромторг России, в результате которых были получены диаметрально противоположные разъяснения. По мнению Минпромторга России деятельность покупателя лома, при условии отсутствия намерения организации площадки на территории Республики Коми, не требует уведомления лицензирующего органа субъекта, а по мнению Департамента Республики — осуществлять деятельность без переоформления лицензии нельзя.

Ситуация 2. Между компаниями, одна из которых источник образования лома, а вторая – лицензиат, был заключен договор поставки лома на условиях поставки – выборка товара (самовывоз). При этом лицензиат имеет лицензию, выданную городом федерального значения Санкт-Петербург, а металлом, подлежащий вывозу, находится на территории Ленинградской области. В связи с тем, что правоохранительными органами Кингисеппского района Ленинградской области, на территории которого осуществлялась погрузка лома, посчитали, что такая деятельность осуществляется с нарушением действующего законодательства, и тем самым образует состав либо административного правонарушения, а возможно и уголовного преступления, был сделан запрос в лицензирующие органы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ответ из которых был идентичен мнению Минпромторга России, описанному выше.

СПРАВОЧНО:

Постановление Правительства РФ от 24.12.1994 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Ст.6 постановления было установлено, что лицензии, выданные органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, указанными в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, действительны на всей территории Российской Федерации.

При этом п.5 Приложения №1 «Порядок осуществления лицензионной деятельности» (далее – Порядок) было установлено, что в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

П. 8 Порядка было установлено, что деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, которая проводилась в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делалась отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Федеральный закон от 25.09.1998 №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Ст.7 Закона было установлено, что деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации, при этом деятельность может осуществляться на территории другого субъекта Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Ст.7 Закона было установлено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации, при этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.3 постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»).

Согласно установленного п.3 постановления Правительства РФ №45 порядка уведомление лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации было сведено к переоформлению документа, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном ст.11 ФЗ ФЗ №128, и внесению изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

П.5 ст.9 Закона было установлено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

П.3 постановления Правительства РФ от 21.11.2011 г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»

Согласно установленного п.3 постановления Правительства РФ №957 порядка уведомление лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации было сведено к переоформлению документа, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном ст.18 ФЗ ФЗ №99 после проведения проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии.

Предложение: в связи с тем, что изначально уведомительных характер, предусмотренный законодательством в качестве условия начала осуществления лицензиатом деятельности на территории субъекта РФ отличного от того, которым была выдана его лицензия, был обусловлен отсутствием законодательно определенного понятия «места осуществления лицензируемого вида деятельности», введенного лишь в 2011 году принятием ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», и сводился к необходимости лицензиата сообщить лицензирующему органу субъекта РФ,  на территории которого он собирался начать свою деятельность, а также к обязанности лицензирующего органа произвести действия по внесению имеющейся у лицензиата лицензии в реестр лицензии уведомляемого субъекта РФ. При этом обязанности подать какие-либо приложения к уведомлению (заявлению) у лицензиата законодательство НЕ предусматривало, равно как не давало прав лицензирующим органам запрашивать такие приложения (письмо Минэкономразвития РФ от 27.04.2010 г. №Д05-1279).

Сегодня этот процесс уведомления по факту являет собой обращение с целью переоформления лицензии по тем основаниям, которые предусмотрены ст.18 ФЗ РФ №99, следовательно, из системного трактования норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что если у лицензиата нет оснований, предусмотренных законом для переоформления имеющейся у него лицензии, то и применение уведомительного характера не требуется.

На основании вышеизложенного, с учетом устойчиво складывающейся негативной тенденции понуждения лицензиатов, не образующих новое (дополнительное) место осуществления лицензируемого вида деятельности на территории иных субъектов РФ, отличных от субъекта РФ, выдавшего лицензию, применять уведомительный порядок при заключении сделок на территориях иных субъектов РФ, необходимо внести изменения в действующее законодательство, устранив существующую возможность двоякого толкования закона, дополнив п.5 ст.9 Закона  №99-ФЗ положением о возможности осуществления деятельности на которую предоставлена лицензия лицензирующим органом субъекта Российской Федерации на территориях других субъектов Российской Федерации без указанного данным пунктом Закона уведомления при условии отсутствия у лицензиата намерения организовывать объекты по осуществлению лицензируемого вида деятельности (места осуществления лицензируемого вида деятельности) на территории этих субъектов РФ.

Предлагаемые изменения направлены на упорядочение системы лицензирования на территории Российской Федерации, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования.

Принятие указанных изменений позволит обеспечить реализацию единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Реализация процедуры внесения указанных изменений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Препятствие в реализации принципов единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, а также установления положениями о лицензировании конкретных видов деятельности исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности

2.1. Препятствие в реализации принципа единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации

Главой 2 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены порядок организации и проведения лицензирования, согласно которого описаны процедуры предоставления, отказа в предоставлении, переоформления, приостановления, аннулировании лицензии, согласно которого определяются действия лицензированного органа по оказанию государственной услуги в каждом конкретном случае, а также действия соискателя лицензии (лицензиата).

Однако некоторые действия из установленного порядка организации и проведения лицензирования не определены законом в связи с чем единообразный порядок лицензирования обеспечить на территории РФ затруднительно.

Для примера: организация, имеющая лицензию на деятельность по заготовке, хранению, переработку и реализации лома черных, цветных металлов, выданную лицензирующим органом Ленинградской области, а также оформленные лицензирующим органом Санкт-Петербурга и Липецкой области в порядке переоформления в связи с организацией нового (дополнительного) места осуществления лицензируемого вида деятельности приложения к лицензии, выданной на бланке лицензионного органа Ленинградской области, прекращает осуществление деятельности по месту, указанному в первично предоставленной лицензии.

При обращении такой организации в лицензирующие органы субъекта РФ, выдавшего приложение к лицензии, она получит разную услугу, например:

  • при обращении в лицензирующий орган Липецкой области лицензия будет переоформлена с выдачей нового бланка лицензии, соответствующего утвержденной данным лицензирующим органом форме, при этом все ранее полученные документы: лицензия и приложение к ней у лицензиата будут изъяты;
  • при обращении в лицензирующий орган Санкт-Петербурга результат неизвестен, так как устное консультирование по данному вопросу у лицензирующего органа выявило неготовность указанного органа к такому вопросу; специалистами отдела лицензирования было высказано предположение о том, что при таком случае приложение не будет иметь законной силы, т.к. оно было выдано к лицензии место осуществления деятельности, указанное в которой, перестает быть таковым и следовательно производный от основного документа документы утратит свою силу.

Ст.5 ФЗ РФ №99 установлены полномочия Правительства РФ в области лицензирования и полномочия самих лицензирующих органов, в частности к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относится утверждение типовой формы лицензии; а к полномочиям лицензирующих органов — утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.

Постановлением Правительства РФ №826 от 06.10.2011 г. «Об утверждении типовой формы лицензии» была утверждена типовая форма лицензии, а также установлено, что лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную ст.15 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также федеральными законами, устанавливающими особенности лицензирования отдельных видов деятельности, указанными в ч.4 ст.1 указанного закона.

Таким образом, приложения к лицензии согласно данного определения могут содержать только информацию о лицензиате, предусмотренную ст.15 ФЗ РФ №99, а также федеральными законами, устанавливающими особенности лицензирования отдельных видов деятельности, указанными в ч.4 ст.1 указанного закона.

Согласно ст.15 ФЗ РФ №99 к информации о лицензиате можно отнести следующую: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика.

Ч.4 ст.1 ФЗ РФ №99 определены те виды деятельности, в отношении лицензирования которых федеральными законами, регулирующими осуществление следующих этих видов деятельности могут устанавливаться некоторые особенности, к ним отнесены:

  1. оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
  2. частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
  3. образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
  4. предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
  5. сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I — IV классов опасности.

ч.1 ст.18 ФЗ РФ №99 установлены случаи (основания) для переоформления лицензии, а именно: реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно ч.18 ст.18 ФЗ РФ №99 результатом рассмотрения представленных лицензиатом заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов является решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном ч.ч.2-6 ст.14 указанного Закона, который в свою очередь определяет, что в случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (по аналогии – переоформлении) лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением) и подлежит регистрации в реестре лицензий.

Таким образом, из системного трактования норм можно сделать вывод, что при положительном результате рассмотрения, поданного лицензиатом заявления о переоформлении лицензии, обусловленного наступлением любого из указанных в законе основания, является выдача лицензии, но новой, а переоформленной, которая в свою очередь может иметь приложения, содержащие информацию о лицензиате, при этом выдача только приложения к ранее полученной лицензии, требующей переоформления, законом не предусмотрена.

Предложение: в целях обеспечения реализации принципа единого порядка лицензирования на территории РФ внести в ч.18 ст.18 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнения, которыми установить, что решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении, являющиеся результатом рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, оформляется лицензирующим органом при положительном решении в форме приказа (распоряжения) о переоформлении лицензии и переоформленная лицензия, подлежащие регистрации в реестре лицензий; при отрицательном – в форме уведомления об отказе в переоформлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

2.2. Препятствие в реализации принципа установления положениями о лицензировании конкретных видов деятельности исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности

П.5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» установлены следующие лицензионные требования к осуществлению лицензируемой деятельности:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №369 (далее — Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №370 (далее — Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со ст.13.1 ФЗ РФ №89 «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

В соответствии с Правилами обращения с ломом черных и цветных металлов соискатель лицензии (лицензиат) обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

  • контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов черных и цветных металлов;
  • прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных и цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и цветных металлов:

  • лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;
  • лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

  • пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
  • оборудования для сортировки или измельчения стружки.

д) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

  • оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
  • пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.

В соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ РФ №99 к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Однако в связи с тем, что на сегодняшний день в РФ полномочия по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов переданы в субъекты РФ, которые самостоятельно определяют орган исполнительной власти, который будет выполнять данную функцию, это нередко приводит к расширительному трактованию лицензионных требований в зависимости от профиля того или иного департамента, комитета, министерства или управления порядок лицензирования изменяется, трактуясь исходя из специфики задействованного ведомства.

Для примера: органы исполнительной власти, на которые возложены функции по лицензированию:

Пензенская область — Министерство сельского хозяйства Пензенской области

Орловская область — Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области

Краснодарский край — Министерство природных ресурсов Краснодарского края

Ставропольский край — Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию

Чукотский автономный округ — Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа (Комитет природопользования и охраны окружающей среды)

В связи с отсутствием какого-либо контроля со стороны вышестоящей организации (ввиду ее не существования) специалистами лицензирующих органов субъектов РФ нередко при оказании государственной услуги предъявляются дополнительные требования, не предусмотренные действующим федеральным законодательством, утвержденными административными регламентами, разработанными Так же, довольно часто данные лицензирующие органы расширительно трактуют перечень требований, предъявляемых к соискателю лицензии так, как считают верным. При этом расширительное толкование закона допускается только тогда, когда он благоприятствует лицензиату или соискателю лицензии. А так как перечень требований к соискателю лицензии ограничен требованиями, указанными в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2012г. №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», то он не может быть расширен (далее Постановление №1287).

Для примера: в Челябинской области Министерство экономического развития, уполномоченное на выдачу лицензий, говорит о том, что для получения лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов так же необходимо предоставить документы на оборудование по огневой резке металлов и сплавов и сотрудника, по специальности сварщик, а так же автокран для перемещения металлолома и сотрудников по специальности стропальщик или машинист, отсылая к нормативам подъема тяжести для мужчин и женщин, утв. Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах, разъясненными информационным письмом Минтруда РФ № 15-2/ООГ-2247 от 22.06.2016 г.

Практически у всех иных видов деятельности, требующей лицензирования, существует выстроенная вертикаль государственных органов, в которой территориальный органы того или иного министерства, ведомства или службы оказывают государственную услугу, согласно разработанных единообразных рекомендаций, которые необходимы как для получателя услуги – соискателя лицензии (лицензиата), так и для самих лицензирующих органов.

Для примера:

  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

лицензирующий орган – территориальные органы Росприроднадзора и центральный аппарат Росприроднадзора РФ;

  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

лицензирующий орган – территориальные органы МЧС РФ;

  • медицинская деятельность медицинских организаций; фармацевтическая деятельность; деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений

лицензирующий орган – территориальные органы Росздравнадзора.

Предложение: рассмотреть вопрос о внесении в п.5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» дополнения в виде указания на исчерпывающий перечень указанных в нем лицензионных требований к соискателю лицензии (лицензиату).

Кроме того, рассмотреть вопрос о применении и законодательном закреплении (ст.ст.19-20 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов») по аналогии ст.111 Налогового кодекса РФ обстоятельств, исключающих вину лица в совершении административного правонарушения, выполнение лицензиатом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов, данных ему либо неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение лицензиатом мотивированного мнения соответствующего органа, определив при этом круг уполномоченных органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа).

Устаревшие требования законодательства в части материально-технической базы соискателя лицензии или лицензиата.

п.5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» установлены следующие требования к материально-технической базе для осуществления лицензируемой деятельности, наличие которой обязан обеспечить каждый соискатель лицензии (лицензиат) вне зависимости от осуществляемых им видов работ в отношении лома черных, цветных металлов:

  • пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт) – для деятельности в отношении лома черных металлов;
  • оборудования для сортировки или измельчения стружки — для деятельности в отношении лома черных металлов.
  • пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов — для деятельности в отношении лома цветных металлов.

Указанные требования особенно в свете отсутствия в законодательстве возможности разделения видов работ, осуществляемых в отношении лома черных и цветных металлов (закон выделяет фактически только два вида работ: заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов и заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов, в то время как такие виды работ как сбор, хранение, переработка и реализация неделимы и предполагаются возможными к осуществлению только в комплексе, что на сегодняшний день ограничивает выход на рынок тех, кого называют трейдеры, т.е. юридических лиц, которые осуществляют только операции по закупке и последующей реализации лома черных и/или цветных металлов, не образуя объектов по хранению и переработке заготавливаемого и реализуемого лома.

Для примера: в настоящее время технические характеристики необходимого оборудования не отвечают требованиям, диктуемыми рынком и его участниками, в частности пакетированный лом не имеет сбыта, а если лом и пакетируют (например, для удобства и более компактного формата для загрузки в плавильные печи), то усилие пакетирования может быть и меньшее, чем 2500 кН.

Оборудование для сортировки или измельчения стружки требуется только тем участникам ломозаготовительного сектора, кто занимается стружкой, при этом есть такие, кто вообще не заготавливает такой вид лома.

Предложение: рассмотреть вопрос о возможности разделить виды работ не только по видам лома, но и по видам осуществляемого функционала в отношении лома, а именно: сбор и/или хранение и/или переработка и/или реализация (по аналогии с деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1-4 классов опасности)

Связаться с нашими специалистами вы можете по телефону: +7 (812) 308-10-00