Лицензия на обращение опасных отходов

Понятие отхода электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО). Правовое регулирование деятельности по обращению с ООЭЭ, требования к оператору таких отходов

Электронный лом, электрические и электронные отходы, отходы электронного и электротехнического оборудования (далее по тексту — ОЭЭО) – все это названия одной и той же категории отходов.

Понятие электронного лома в законодательстве РФ не существует, поэтому в различных источниках существуют разные трактовки и понятия. В одном случае эти понятия привязаны к обращению с драгоценными металлами. В другом случае, к обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов.

В условиях отсутствия в Российской Федерации системы законодательных требований в данной сфере последнее время российские трактовки этого понятия базируются на определениях директив Европейского Союза:

  • 2011/65/EC on therestriction of the use of certain Hazardous Substances in Electrical and Electronic Equipment (RoHS)  — Об ограничении использования определенных
  • опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании;
    2012/19/EC on Waste Electrical and Electronic Equipment (WEEE) — Об отходах электрического и электронного оборудования).

Электрическое и электронное оборудование или ЭЭО означает оборудование, работа которого зависит от электрического тока или электромагнитных полей, а также оборудование по производству, передаче и измерению подобного тока и полей и оборудование, спроектированное для использования с максимальным напряжением, не превышающим 1000 В для переменного тока и 1500 В для постоянного тока;

Отходы электрического и электронного оборудования или ОЭЭО означает электрическое или электронное оборудование, бывшее в употреблении, включая все компоненты, узлы, расходные материалы, которые являются частью оборудования на момент его снятия с эксплуатации.

Аналогичного понятийного аппарата в РФ не существует, в связи с чем регулирование данной отрасли осуществляется посредствам совокупности законодательных норм, применяемых комплексно или выборочно в зависимости от специфики деятельности обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования в России и за ее пределами.

К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана в обращением с такими отходами (операторам ОЭЭО), предъявляется ряд требований, в том числе связанных с наличием определенных допусков и лицензий.


Лицензия на обращение с опасными отходами

В первую очередь, к числу таких требований относятся разрешительные документы Росприроднадзора, т.к. электронное и электротехническое оборудование как товар по своему ассортименту, а также физическим и химическим свойствам содержащихся в нем компонентов, может попадать в перечень опасных отходов. Например, лом электрооборудования или электротехнические узлы, включающие гальванические элементы, батареи, ртутные переключатели, стекло катодно-лучевых трубок и другое стекло, имеющее активное покрытие, или загрязненные кадмием, ртутью, свинцом, полихлорированными дифенилами при уровне концентрации от 50 мг/кг и выше.

Поэтому обращение ОЭЭО подпадает по действие Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и подлежит лицензированию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» как деятельность по сбору. Транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

ВАЖНО!!! При этом следует отметить, что отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст.1 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»).

Ст.2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, принятой 22.03.1989 г., ратифицированной РФ Законом от 25.11.1994 г. №49-ФЗ, установлено, что «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства, при этом под удалением отходов понимается любая операция, определенная в Приложении IV к данной Конвенции.

Системное трактование изложенных норм дает основание определить, что к отходам могут быть отнесены товары, обладающие следующими признаками:

  • они являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства;
  • они предназначены для удаления;
  • у них отсутствуют потребительские свойства

При этом, действующее российское и международное законодательство не содержит иных признаков отнесения товаров к отходам (в том числе и перечисление его в списке раздела 2.3 «Опасные отходы» Единого перечня товаров Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.01.2017 г.)

Указанный вывод подтверждается и принятым в рамках присоединения РФ к Базельской конвенции и утв. Приказом Ростехрегулирования РФ от 15.12.2009 г. №1091-ст «Национальным стандартом РФ. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования» (ГОСТ Р 53691-2009) в примечании №1 к приложению Ж, в котором указано, что «перечни отходов, содержащиеся в приложениях VIII и IX (Приложение Ж настоящего стандарта), не предназначены для определения того, является ли тот или иной материал отходом, и не задуманы как исчерпывающие. Они подлежат поправкам и корректировкам. Классификация отходов в соответствии с приложением IX (Приложение Ж) не означает, что рассматриваемый материал всегда представляет собой отходы».

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на деятельность по обращению с опасными отходами

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

  • для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;
  • для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Что НЕ подлежит лицензированию?

  • накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
  • образование отходов
  • деятельность по обращению отходов V класса опасности

На какие виды отходов требуется лицензия по обращению опасных отходов

Законом установлено, что лицензированию подвергаются только те работы, которые производятся в отношении отходов I-IV классов опасности, следовательно, деятельность по обращению с отходами V класса лицензированию не подлежит.

Однако не смотря на такой очевидный кажется вопрос у многих соискателей лицензии нередко возникают сомнения и пожелания о получении лицензии на V класс опасности высказываются довольно часто. Зачастую это связано с тем что, не смотря на тот факт, что лицензированию подлежит только деятельность по обращению отходов I-IV классов опасности, обращение с отходами V класса также законодательно урегулировано и контролируется, только другими инструментами.

Справочно:

Все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

Лицензия на обращение с ломом и отходами металлов

Отходы электронного и электротехнического оборудования могут так же содержать в своем составе лом цветных металлов (кабельная продукция, провода, отходы электроники), а в некоторых случаях и лом черных металлов. В этой связи, приобретение с последующей реализацией (за исключением случаев реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства) подлежит лицензированию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов».

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на деятельность по обращению с ломом и отходами черных, цветных металлов

Лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
  2. наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №370, в соответствии со ст.13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов
  3. наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:
    • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;
    • для юридических лиц — данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных, цветных металлов;
    • распорядок работы;
    • условия приема и цены на лом и отходы черных, цветных металлов;
    • перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  4. наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:
    • контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов черных, цветных металлов;
    • прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных, цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
  5. наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных, цветных металлов:
    • лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;
    • лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;
  6. наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных, цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных, цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
  7. наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных и/или цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
    • пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
    • пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
    • оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
    • оборудования для сортировки или измельчения стружки.

Что НЕ подлежит лицензированию?

Если лом черных и цветных металлов образуются у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, то лицензирование нижеуказанной деятельности НЕ требуется:

  • образование и накопление лома и отходов черных/цветных металлов
  • реализация лома и отходов черных/цветных металлов

На какие виды работ и лома требуется лицензия по обращению с ломом и отходами металлов?

Законом установлено, что лицензированию подвергаются только те работы, которые производятся в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, следовательно, деятельность по обращению с ломом и отходами НЕ делится на заготовку и реализацию или заготовку и переработку и т.д.
Однако не смотря на такой очевидный кажется вывод у многих соискателей лицензии (лицензиатов) нередко возникают сомнения и пожелания о получении лицензии без предоставления того оборудования, которое требуется в частности для прессования (переработки), высказываются довольно часто. Зачастую это связано с тем, что конкретный соискатель лицензии (лицензиат) не осуществляет работ по переработке лома, осуществляя, например, трейдерскую деятельность, не предполагающую часто даже физического соприкосновения с приобретаемым и реализуемым ломом. К сожалению, закон не предусматривает деления видов работ по функционалу, указывая только на деление по виду лома, не смотря на то, что деятельность по обращению с опасными отходами, например, дает право лицензиату или соискателю выбирать.
В связи с принятием в состав Российской Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя деятельность по обращению лома и отходов черного, цветного металлов, равно как и иная подлежащая лицензированию деятельность, указанная в ч.1 ст.12 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», может осуществляться без лицензии на территориях Республики Крым и г. Севастополя при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных, а также соблюдения ими при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований (п.1 Правил предоставления уведомления, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 г. №207).
ВАЖНО!!! В отличие от лицензирования уведомительный порядок не предусматривает отказа органа государственной власти (его территориального органа), уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований. Таким образом, не смотря на то что к подаваемому юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомлению об осуществлении видов деятельности из числа указанных в ст.12 ФЗ РФ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя временным требованиям (по сути приравненным к лицензионным требованиям), фактическое наличие оборудования, площадки и специалистов не проверяется, а регистрация уведомления, дающее право начать деятельность происходит в день обращения (п.5 Правил предоставления уведомления, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 г. №207).

Экспортные операции с отходами электронного и электротехнического оборудования

В связи с запретом осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии с 1 июля 2016 года, а также во многом и из-за относительного характера понятия «отход», сформулированного на основе определения, данного в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 г. №49-ФЗ, которое в зависимости от наличия или отсутствия заинтересованного в нем лица может уравнять любое вторичное сырье или товар с понятием «отход» даже если они таковым не являются, экспорт отходов электронного и электротехнического оборудования (равно как и иных вторичных ресурсов, например, лом и отходы черных, цветных металлов, зола, шлак и т.п.) оказался в весьма непростом положении.
В соответствии с Разъяснениями Минприроды России от 23.05.2016 г. отнесение веществ (материалов), образовавшихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию. Обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией. Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг ил производства новой продукции. При этом нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.


Таким образом, не смотря на то, что отходы электронного и электротехнического оборудования в своем наименовании имеют слово «отход», это не определяет их статус «отхода». Кроме того, зачастую само по себе название ОЭЭО не отражает фактических обстоятельств и условий, которые в противовес устойчиво сложившемуся обозначению товарной позиции позволяют определять их как продукцию.
К таким условиям относят следующее:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные вещества (материалы), образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на вторичное сырье (или подобные продукты) на основе указанных ОЭЭО (веществ и материалов), которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие вещества и материалы,
  • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе лом электронных плат и иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве вторичного сырья в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

ВАЖНО!!! Для определения образованных в результате хозяйственной и иной деятельности отходов электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО), веществ и материалов в качестве продукции — это необходимо документально подтвердить (обосновать).

Если ОЭЭО – продукция

В случае если все условия отнесения веществ (материалов), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции, к материалам для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции, соблюдены, то экспорт такой продукции (сырья) потребует стандартный набор документов для прохождения таможенных процедур.

ВАЖНО!!! При этом необходимо помнить, что таможенные органы в рамках проведения таможенного контроля вправе проверять документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления, следовательно от экспортера могут запросить доказательства достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

Если экспортируемый товар образовался в результате хозяйственной и иной деятельности самого экспортера, то ему необходимо иметь следующий пакет разрешительной документации:

  • лицензия на заготовку, хранение, переработку и реализацию лом черных, цветных металлов (при этом вид работ по указанной лицензии должен отражать тот вид лома, в отношении которого лицензиатом осуществляется заявленная деятельность);
  • уведомление о постановке на специальный учет;
  • лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (при этом среди заявленных лицензиатом видов работ обязательно должна быть утилизация)
  • заполнения и оформления нотификации о технических и криптографических характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих (*)
  • уставная, проектная, технологическая и иная документация, позволяющая относить указанный товар, образованный на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции
  • разработанные и утвержденные технические условия на товар, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, при условии наличия технологического регламента на такой товар
  • сертификаты на товар (**)
  • экспертное заключение на разработанные и утвержденные технические условия на товар о соответствии производимой продукции санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (**)
  • отражение в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанным товаром в качестве операций с продукцией

* — при экспорте носителей информации (на большой массив плат: компьютерные платы, телефонов, беспроводной техники и т.п.) необходимо оформление разрешения ФСБ РФ в виде нотификации. При подаче заявления на получение этого документа потребуется точное указание видов товара, их изготовителя, а также используемых протоколов шифрования и других характеристик, обусловленных особенностями конструкции.

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих

** — данное требование факультативно, основано только на том, что на законодательном уровне отсутствует четко регламентированный процесс документального обоснования получения продукции из отхода

Если экспортируемый товар образовался в результате хозяйственной и иной деятельности отличного от экспортера хозяйствующего субъекта, то экспортеру необходимо иметь вышеуказанный пакет документов, полученный от производителя товара.

В случаях экспорта электронного лома как товара его классификация может производится с учетом следующего:

  • «Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (Том IV. Разделы XIV — XVI. Группы 71 — 84)
  • 7112 99  — прочие
  • 7112 99 0000 – вторичное сырье (электронный лом) с содержание драгоценных металлов

В данную товарную позицию включаются отходы и лом в металлической форме, годные только для извлечения драгоценного металла или для использования в качестве основы при производстве химических реактивов.
В нее, в частности, включаются:

  • (Д) Отходы и лом электронных плат и аналогичных изделий, содержащие драгоценный металл (например, золото или серебро)
  • «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст)
  • Ж.1. ЗЕЛЕНЫЙ СПИСОК ОТХОДОВ
  • GC — ПРОЧИЕ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ МЕТАЛЛЫ
  • GC010 — лом электротехнический, состоящий целиком из металлов и сплавов;
  • GC020 — лом электротехнический (например, печатные платы, электронные базовые элементы, пригодные для регенерации неблагородных и драгоценных металлов);
  • GC030 — сосуды и другие конструкции, тщательно опорожненные от содержимого и других материалов, образующихся при работе сосуда, которые могут быть отнесены к категории опасных веществ или отходов;
  • GC040 — обломки автомобилей, из которых слиты жидкости;
  • GC050 — отработанные катализаторы;
  • GC051 — катализаторы каталитического крекинга;
  • GC052 — катализаторы, содержащие драгоценные металлы;
  • GC053 — катализаторы переходных металлов (например, хром, кобальт, медь, железо, никель, марганец, молибден, вольфрам, ванадий, цинк);
  • GC060 — гранулированный шлак, образующийся при производстве железа и стали;
  • GC070 — шлак, образующийся при производстве железа и стали.

ВАЖНО!!! В соответствии с примечанием №1 к приложению Ж (Зеленый список отходов) перечни отходов, содержащиеся в приложениях VIII и IX (Приложение Ж «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования»), не предназначены для определения того, является ли тот или иной материал отходом, и не задуманы как исчерпывающие. Они подлежат поправкам и корректировкам.

Классификация отходов в соответствии с приложением IX (Приложение Ж) не означает, что рассматриваемый материал всегда представляет собой отходы.

Если ОЭЭО – отход

Вывоз с территории Российской Федерации отходов, указанных в приложениях №№1 и 2 к Правилам трансграничного перемещение отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. №442 «О трансграничном перемещении отходов», равно как и ввоз на территории РФ и транзит через ее территорию, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

Для получение рарешения на каждое трансграничное перемещение отходов (Росприроднадзор РР) заявитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (центральный аппарат Росприроднадзора) следующие документы:

  • заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, его количества, кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и перечень заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  • уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах);
  • документ о перевозке отходов;
  • копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV классов опасности и паспорта отхода;
  • копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;
  • разрешение предусмотренного Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;
  • копия документа, подтверждающего обеспечение заявителем гарантий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В случае необходимости регулярного трансграничного перемещения отходов с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) может выдавать одному и тому же лицу, ответственному за экологически безопасное использование отходов, соответствующее разрешение сроком на один год, если выполняются следующие условия:

  • отходы каждого наименования имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются по одному контракту;
  • таможенное оформление отходов осуществляется в одной и той же таможне и перемещение отходов осуществляется через одни и те же пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче указанного разрешения со всеми необходимыми документами.
Уведомление о трансграничных перевозках подается в соответствии с приказом министерства природных ресурсов РФ от 24 декабря 2003 г. N 1151 (в приказе есть шаблоны уведомлений, в консультанте даны формы).
ГОСПОШЛИНА (за рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на трансграничное перемещение отходов)
согласно пп.78 п.1 ст.333.33 НК РФ госпошлина за выдачу разрешения составляет:
— на трансграничное перемещение опасных отходов — 325 000 рублей
Если перемещению подлежит отход, то лицу, планирующему его вывоз с территории Российской Федерации, необходимо иметь следующий пакет разрешительной документации:

  • лицензия на заготовку, хранение, переработку и реализацию лом черных, цветных металлов (при этом вид работ по указанной лицензии должен отражать тот вид лома, в отношении которого лицензиатом осуществляется заявленная деятельность);
  • уведомление о постановке на специальный учет;
  • лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (при этом среди заявленных лицензиатом видов работ обязательно должна быть утилизация)
  • паспорт перемещаемого отхода
  • отражение в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанным товаром в качестве операций с отходом

Для получения лицензии на трансграничное перемещение отходов (Минпромторг России)

Для оформления лицензии (разрешения) заявитель направляет в Департамент или территориальный орган сопроводительное письмо, которое составляется письменно в свободной форме, с предоставлением следующих документов.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии:

  • заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии;
  • электронная копия заявления, созданная на портале поддержки участников внешнеторговой деятельности, в формате, утвержденном Комиссией Евразийского экономического союза, а до его утверждения в порядке установленном Правительством Российской Федерации;
  • копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
  • сведения о постановке заявителя на учет в налоговом органе или о государственной регистрации;
  • сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов и уведомления о постановке на специальный учет в территориальном органе Пробирной палаты России;
  • иные документы, если они определены Решением Комиссии Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на основании которых введено лицензирование данного товара.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов заявителем, если иное не установлено актом Комиссии Евразийского экономического союза.
ГОСПОШЛИНА (за рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, лицензионный сбор) составляет:
— 7 500 рублей.

Уведомление о постановке на специальный учет

Одним из главных направлений деятельности предприятий, работающих с электронным ломом, является переработка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы с целью их последующего извлечения из вторичного сырья. К драгоценным металлам относятся золото, серебро, палладий, платина, иридий, родий, рутений, осьмий и их химические соединения и сплавы. Согласно Федеральному закону от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. В связи с чем, таким организациям необходимо получать такой разрешительный документ, как Уведомление о постановке на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Как правильно заполнить заявление о постановке на специальный учет? Существует ли унифицированная форма заявления?

Согласно п.6 Правил ведения спец учета, утв. постановлением Правительства РФ №1052 от 01.10.2015 г. заявление о постановке на специальный учет составляется в произвольной форме, которое подписывается руководителем юридического лица.
Если заявитель кроме уведомления о постановке на специальный учет хочет получить экземпляр карты специального учета, то для постановки на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора необходимо представить два заполненных экземпляра карты специального учета.
Документы представляются в уполномоченный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, в форме электронного документа. Поскольку в настоящий момент порядок электронного документооборота в целях постановки на специальный учет не утвержден, возможность постановки на специальный учет с использованием сети «Интернет» в настоящее время недоступна.
Территориально-обособленные подразделения постановке на специальный учет не подлежат. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в карте специального учета указать все территориально-обособленные подразделения, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
http://www.probpalata.ru/rgpp/organizations/special/organization.php

2. Можно ли принимать электронный лом и радиодетали на пункте приема металлолома или к приемке электронного лома особые требования?

Если речь идет о каких-то лицензионных требованиях к месту осуществления деятельности, то необходимо понимать, что приемка электронного лома (ОЭЭО) регулируется в первую очередь требованиями, устанавливаемыми к деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов, т.е. постановлением Правительства РФ №1287 от 12.12.2012 г. и Правилами по обращению с ломом и отходом черных и цветных металлов №№369 и 370, а также требованиями, предъявляемыми к деятельности по обращению с опасными отходами.
Помимо этого следует помнить, что ОЭЭО является сырьем, содержащим драгоценные металлы, в связи с чем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору и последующему хранению, переработке и реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, необходимо соблюдать те требования, которые действующее законодательство, регулирующее оборот такого лома, устанавливает для хозяйствующих субъектов, в частности Приказ Минфина России от 09.12.2016 №231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении». Однако эти требования НЕ являются требованиями к месту осуществления деятельности, они по факту устанавливают тот или иной порядок действий, осуществляемых при совершении определенных операций (например, требования к хранению лома и отходов, содержащих драгоценные металлы: «помещения, где осуществляется хранение ценностей, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться, опломбироваться (опечатываться) и сдаваться под охрану» — п.41 Приказа №231н).

3. По местам для хранения драгоценных металлов есть Приказ от 29.08.2001 г. № 68н где пишется, что Драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся составной частью громоздкого оборудования, инструмента, а также химические соединения, лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, при невозможности хранения в несгораемых шкафах, сейфах или металлических ящиках могут храниться в производственных цехах, лабораториях, на складах материалов или химических реактивов с обеспечением условий их полной сохранности, но есть и новый приказ от 09.12.2016 г. № 231н, в котором уже нет такой формулировки, но есть формулировка Хранение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке. Какие требования к местам хранения и возможно ли их хранить в ангарах, контейнерах или под навесом?
Приказ от 29.08.2001 г. № 68н утратил свою силу, следовательно, ссылаться на указанные в нем положения в настоящее время неприемлемо.

Согласно приказа №231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должна осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.

Помещения, где осуществляется хранение ценностей, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться, опломбироваться (опечатываться) и сдаваться под охрану, т.е. единственное требование к хранению ОЭЭО это обеспечение сохранности. При этом закон позволяет обеспечить сохранность лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, с учетом специфики деятельности этих организаций в соответствии с инструкциями, утвержденными руководителем организации.

4. Какие еще документы, разрешения, сертификаты или лицензии нужны для приема радиодеталей и электронного лома кроме карты специального учета?

Помимо уведомления о постановке на специальный учет, карты спец учета, а также лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов, в случае осуществления в отношении собранного электротехнического  и электронного оборудования работ, попадающих под регулирование положениями законодательства, регламентирующих осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, требуется получение лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Лицензия на утилизацию ВВТ и на право работы с государственной тайной (ФСБ)

Переработка и утилизация военной техники и оборудования (среди которого также есть электронное и электротехническое оборудование) подлежит отдельному виду лицензирования. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.06.2012 №581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» утилизация вооружения и военной техники является лицензируемым видом деятельности, а под «военной техникой» понимается — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники (ВВТ). Лицензирование разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Утилизация вооружения и военной техники выполняется с соблюдением секретности, а сам процесс охраняется таким понятием, как государственная тайна, в связи с чем помимо лицензии на утилизацию конкретного вида ВВТ для осуществления этой деятельности потребуется и лицензия, дающая предприятию право работать с государственной тайной. Лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использование сведений, составляющих государственную тайну.