Н.С. Беляева генеральный директор ООО «Дельфи»,
Член Научно-технического совета Росприроднадзора РФ,
автор ТГ-канала Метод Дельфи

Гарантия утилизации для импортера

С 2026 года все импортеры, ввозящие в Россию товары или упаковку из Перечня № 2414[1], а также упаковку из Раздела III Перечня, в которой ввозятся товары (даже если сами товары не указаны в Перечне), должны заранее уведомить таможенные органы о намерении самостоятельно утилизировать отходы от использования этих товаров и упаковки. Для этого необходимо предоставить банковскую гарантию или договор поручительства, гарантирующие уплату экологического сбора в случае невыполнения обязательств по утилизации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, кто ввозит в РФ товары и упаковку, а также упаковку для них, перечисленные в Перечнях № 2414, обязаны обеспечить утилизацию отходов от них. Перечни № 2414 содержат три раздела:
  • Раздел I – товары (группы № № 1 - 16),
  • Раздел II - упаковка (группы № № 17 - 32);
  • Раздел III - упаковка, в которую упакованы ввезенные на территорию РФ из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или из государств - членов Евразийского экономического союза, товары и упаковка из Разделов I-II (группы № № 33 - 52).
С 1 января 2026 года импортеры товаров в случае ввоза товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления уплачивают экологический сбор в размерах и порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ[2], либо представить до указанного срока в ЕФГИС УОИТ[3] уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии или договора поручительства, заключенного с утилизатором, включенным в реестр утилизаторов (п. 10 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ, ч. 9 ст. 7 Закона № 451-ФЗ[4]).
Указанная банковская гарантия выдается и указанный договор поручительства заключается в соответствии с гражданским законодательством с учетом следующих особенностей:
- сроки действия банковской гарантии и договора поручительства должны истекать не ранее 15 октября года, следующего за годом, в котором выдана указанная банковская гарантия, заключен указанный договор поручительства;
- банковская гарантия и договор поручительства должны покрывать сумму экологического сбора, рассчитанную на основании следующих критериев: ставки экологического сбора, масса импортированных товаров и упаковки, норматива утилизации, т.е. сумма банковской гарантии или договора поручительства равна размеру экологического сбора, который импортер обязан заплатить в случае невыполнения обязательств по самостоятельной утилизации отходов;
- договор поручительства должен быть заключен с утилизатором, сведения о котором внесены в Реестр утилизаторов.
Банковская гарантия
Банковская или независимая гарантия (ст. 368 ГК РФ) — это письменное обязательство банка (гаранта) выплатить определенную сумму денег третьей стороне (бенефициару, Росприроднадзору) по первому требованию, если должник (принципал, импортер) не выполнил свои обязательства. Гарант берет на себя обязательство выплатить деньги независимо от условий каких-либо обязательств и действует исключительно на основании условий самой гарантии.
Независимая гарантия работает так:
1. Когда банк (гарант) выдает гарантию, его обязательство оплатить задолженность перед получателем денег (бенефициаром) не зависит от основного договора, который она обеспечивает, и от отношений между поставщиком товара или услуги (принципалом) и банком-гарантом. Даже если в гарантии есть ссылка на основной договор, она не влияет на обязанности банка.
2. Банк не может отказать в выплате, ссылаясь на нарушения в основном договоре или любом другом соглашении, в том числе в договоре о выдаче гарантии. Единственное основание для отказа — нарушение условий самой гарантии.
3. Банк не может предъявлять к получателю средств требования, которые передал ему поставщик, если это не предусмотрено самой гарантией или отдельным соглашением между банком и получателем.
4. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме до окончания срока действия независимой гарантии гаранту с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии.
5. Получив требование от бенефициара, гарант обязан незамедлительно известить об этом принципала и направить ему копию требования вместе с сопутствующими документами. Затем в течение пяти рабочих дней начиная со следующего дня после поступления документов, гарант должен изучить требование: убедиться, что оно соответствует условиям независимой гарантии, внимательно проверить представленные документы внешне и, если требование признано правомерным, осуществить выплату. Независимая гарантия может предусматривать иной срок проверки, однако этот период не должен превышать тридцать дней.

Договор поручительства
Поручительство (ст. 361 ГК РФ) представляет собой обязательство поручителя перед кредитором другого лица (должника) нести ответственность за выполнение должником своего обязательства полностью или частично.
Это обязательство возникает либо на основании заключенного сторонами договора поручительства, либо в предусмотренных законом случаях при наступлении определенных обстоятельств. Важно отметить, что договор поручительства обязательно должен быть составлен в письменной форме, иначе он считается недействительным.
Согласно п. 16 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ типовая форма договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортером товара с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр утилизаторов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, т.е. Минприроды России.
В настоящее время типовая форма договора поручительства утверждена Приказом Минприроды России № 299[5].
Согласна типовой форме договора поручительства Поручитель (утилизатор из Реестра утилизаторов) обязуется отвечать перед Кредитором (Росприроднадзора) за исполнение Должником (импортером, субъектом РОП) обязательства по уплате денежной суммы в размере экологического сбора, возникающего у Должника в соответствии с правовым регулированием в области обращения с отходами при импорте товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
При этом Поручитель:
1. отвечает перед Росприроднадзором субсидиарно с импортером в соответствии с полученным требованием Росприроднадзора об уплате им суммы экологического сбора в случае отказа импортера удовлетворить требование об уплате суммы экологического сбора или если Росприроднадзор не получил от импортера в разумный срок ответ на требование к нему.
Отвечать субсидиарно означает, что прежде, чем Росприроднадзор предъявит требование об уплате экологического сбора к утилизатору, он должен предъявить требование к импортеру (ст. 399 ГК РФ). Это положение также закреплено п. 7 ст. 24.2-4 Закона № 89-ФЗ, согласно которому, если Росприроднадзор отказал в подтверждении отчета импортера о самостоятельном исполнении обязанности по утилизации отходов и выяснил, что экологический сбор был уплачен в недостаточном объеме, то ведомство направляет такому импортеру требование об уплате экосбора с суммой, которую необходимо доплатить.
 Только в случае, если импортер отказывается удовлетворить требование Росприроднадзора или последний не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено утилизатору, как лицу, несущему субсидиарную ответственность.
2. обязан уплатить сумму экологического сбора в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения им требования на банковский счет, указанный в требовании.
Если импортер, получивший требование от Росприроднадзора, не удовлетворил его или не ответил вовремя, но при этом у него есть переплата по экологическому сбору, то Росприроднадзор не сможет предъявлять требование об уплате к утилизатору. Вместо этого надзорный орган должен сначала учесть существующую переплату импортера и погасить задолженность за её счёт.
3. обязан уплатить сумму экологического сбора в случае отклонения Росприроднадзором возражений, представленных утилизатором, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения повторного требования об уплате.
Кредитор:
1. обязан передать утилизатору вместе с требованием к нему об уплате экосбора документы, удостоверяющие требование к импортеру, на основании которых утилизатор вправе предъявить к импортеру регрессное требование.
2. обязан рассмотреть возражения, представленные утилизатором и не требовать удовлетворения требований к последнему до завершения рассмотрения указанных возражений и принятия решения по ним.
3. вправе направить утилизатору требование при отказе импортера удовлетворить требование к нему или если импортер не представил в разумный срок ответ на требование к нему.
Импортер:
1. обязан предоставить утилизатору свои возражения по требованию, направленному Росприроднадзором импортеру (при их наличии).
2. вправе получать от утилизатора информацию о требовании к импортеру с документами, удостоверяющими это требование.
Итак, если импортеры товаров, перечисленных в Перечне № 2414, которые ввозят продукцию и упаковку из Разделов I-II этого перечня, а также упаковку из Раздела III, куда упаковываются любые товары (будь то включённые в Перечень № 2414 или нет), решат отказаться от уплаты экологического сбора, предпочтя самостоятельно заниматься утилизацией отходов, то кроме подбора подходящего исполнителя для выполнения соответствующих работ, важно уже сейчас подумать о наличии гарантийных инструментов, позволяющих исполнить задуманное.

[1] Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки»
[2] Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[3] Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров
[4] Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[5] Приказ Минприроды России от 16.05.2024 № 299 «Об утверждении типовой формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза»
Made on
Tilda