Реестр утилизаторов: разбор ошибок и рекомендации

Наталья Беляева,
руководитель правового экспертного бюро «Дельфи»,
член научно-технического совета Росприроднадзора,
автор ТГ-канала Метод Дельфи

Реформа расширенной ответственности производителей (РОП) сделала реестр утилизаторов[1] центральной точкой входа для всех производителей и импортеров, которые хотят выполнять самостоятельную утилизацию вместо уплаты экологического сбора. Но реальность такова, что более 90% заявок получают отказ, а путь отдельных компаний до включения занимает от 5 до 15 попыток — и нередко заканчивается ничем.
Что же такое этот Реестр утилизаторов и почему компании, обладающие техникой, людьми, ресурсами не могут туда попасть? Какие ошибки допускают почти все заявители? И как вернуть контроль над ситуацией? Попробуем ответить на эти вопросы в настоящей статье.
1. Реестр утилизаторов: зачем он нужен и почему так важен
Сегодня самостоятельная утилизация возможна только через утилизатора, включённого в реестр.
Это означает, что допущенная компания получает право:
  • работать с производителями и импортерами, обеспечивающими утилизацию отходов от использования товаров и заключать договоры на утилизацию в рамках РОП;
  • выдавать акты о выполненной утилизации отходов от использования товаров;
  • получать средства экосбора, поступившего в федеральный бюджет, на обеспечение утилизации отходов.
Для предприятий это — денежный и статусный вопрос. Для государства — система контроля и прозрачности. Отсюда и высокая планка требований.
2. Почему 90% заявок отклоняются: ключевые причины
В настоящее время в Реестр утилизаторов подано около 3000 заявок, а в реестр попало всего 172 утилизатора.
Отказы получают не «плохие» компании, а те, кто допустил ошибки в поданных документах.
Росприроднадзору достаточно одной причины, чтобы отказать, при этом самих причин - четыре. Казалось бы, не так уж и много, но за каждым решение об отказе скрывается большой перечень недочетов.
3. Топ-3 типичных ошибок, из-за которых заявка обречена на отказ

Ошибка №1. Несоответствие цепочки «отход и/или вторичное сырье → продукция» требованиям Конвертера РОП[2].
Это самая массовая ошибка в стране. По оценке «Дельфи», до 70% всех заявок содержат несоответствия цепочки.
В чем суть проблемы?
Заявитель выбирает отход группы № 7 Конвертера РОП, например, лом пластика, но в результате утилизации получается вторичное сырье из полиэтилена, которое относится к группе № 7, но не является продукцией данной группы, признаваемой результатом самостоятельной утилизации.
Для признания самостоятельной утилизации должны быть использованы отходы и/или полученное из них вторичное сырье, отнесенные к той же группе Конвертера РОП, что и товары РОП из Перечня № 2414. Результатом такой утилизации должны стать только те виды продукции, которые содержатся в той же группе Конвертера РОП. Если цепочка не совпадает полностью — отказ неизбежен.
Как решить эту ошибку?
  • для целей самостоятельной утилизации необходимо соблюдать следующую цепочку в технологическом регламенте и в документах по стандартизации (технические условия, стандарт предприятия и т.д.): «отход и/или вторичное сырье (если это допустимо) → продукция»
  • проверять соответствие каждого элемента цепочки Конвертеру РОП;
  • корректировать технологические регламенты и документы по стандартизации[3] на получаемую в результате утилизации продукцию (технические условия, стандарты предприятия и т.д.), для отражения процесса соблюдения цепочки «отход и/или вторичное сырье (если это допустимо) → продукция».
Ошибка №2. Недостоверные сведения или отсутствие обязательных документов
Это причина, которая вызывает у компаний больше всего удивления. Часто заявитель уверен: «всё приложено», но Росприроднадзор видит иначе.
Типичные ситуации:
  • в паспорте используемого для утилизации технологического оборудования указано, что для обеспечения его работы необходимо 2 оператора, а в штатном расписании — 1;
  • к заявлению о включении сведений в Реестр утилизаторов приложен скан договора лизинга, но не все листы договора представлены (в частности, отсутствуют приложения к нему, которые являются неотъемлемой частью договора);
  • номер кадастрового номера объекта (земельного участка и/или здания), на котором осуществляется утилизация отходов, указан некорректно (не соответствует данные из ЕГРН[4]);
  • в заявлении указан юридический адрес, не соответствующий в точности до литера или помещения тому, что содержится в ЕГРЮЛ[5].
Даже если, по мнению заявителя, документ «ничего не решает», для Росприроднадзора это означает, что документ отсутствует, а представленные сведения недостоверны.
Как решить?
  • проверять комплектность построчно, не формально;
  • сверять документы между собой (оборудование, штат, ТУ, регламент);
  • учитывать, что контролер не исправляет ошибки — он только фиксирует их.
Ошибка №3. Формальный технологический регламент
Технологический регламент — главный документ заявки. Это не формальность, а логика процесса, которую Росприроднадзор должен увидеть без догадок.
На практике регламенты часто:
  • документы написаны «для галочки» или скопированы с чужих документов, составлены людьми, не вникшими в процесс и не изучившими реальные осуществляемые действия, или напоминают документ, составленный без должного внимания и профессионализма;
  • не содержат схем процессов или схемы не соответствуют тексту регламента или реальной жизни;
  • в тексте документа один и тот же материал называется разными терминами (отходы / вторичное сырье / вторичные ресурсы), что создает непонимание, о чем именно идет речь;
  • описывают операции, которые не могут быть осуществлены на оборудовании, техническая документация на которое была приложена к заявлению о включении в Реестр утилизаторов;
  • противоречат техническим условиям (разниться терминология или наименования по процессу и продукции);
  • не позволяют понять, как отход превратился в продукцию.
Росприроднадзор сравнивает документ → фактический процесс, а также соответствие цепочки отход и/или вторичное сырье → продукцию из Конвертера РОП. Если элементы не стыкуются — отказ.
Как решить?
  • формировать регламент в строгом соответствии тех разделов информации, которые указаны в Законе № 89-ФЗ[6] и Правилах №2400[7];
  • соблюдать терминологию и единый глоссарий;
  • прикладывать схемы, последовательности, этапы процесса, который реально осуществляется на площадке.
4. Когда включение в Реестр невозможно: «сложные случаи»
Существуют ситуации, в которых компания по объективным причинам не соответствует критериям Реестра утилизаторов.
Примеры:
  • продукция, получаемая в результате утилизации, например, флекса, не относится к продукции, которая должна быть получена в результате самостоятельной утилизации по Конвертеру РОП;
  • лицензия на I–IV классы опасности претендента приостановлена или представлена на иные виды работ, но не на утилизацию;
  • технологический процесс не подтверждает возможность получения продукции, требуемой Конвертером РОП;
  • предприятие выполняет только предварительные операции (мойка, сортировка, дробление), но не обеспечивает утилизацию.
В таких случаях лучше не создавать видимость, а честно признать ограничения и работать с иными потоками отходов.
5. Как вернуть контроль над ситуацией и повысить шансы на включение
Шаг 1. Глубокая самопроверка документов
Не «быстрый взгляд», а полная (тотальная) перепроверка всех документов, прилагаемых к заявлению, самого заявления:
  • сверка цепочки утилизации на соответствие терминологии Конвертера РОП (наименование и код продукции или вторичного сырья, вид и код ФККО для отходов);
  • проверка комплектности документов и их точное соответствие требованиям Закона № 89-ФЗ и Правил № 2400;
  • в документах и заявлении должно быть обеспечено единообразное наименование и обозначение всех объектов, включая материалы, оборудование, здания, сооружения и полученную продукцию. Это означает, что если в технологическом регламенте отходы обозначены как «отходы», то в дальнейшем не должно использоваться иное наименование для этих же объектов во избежание путаницы. Аналогично, если в паспорте на оборудование указано «станок», то в последующих документах не следует использовать термин «технологическая линия» для обозначения того же оборудования;
  • сверить соответствие фактических данных по оборудованию и персоналу тем данным, которые отражены в документации на оборудование и в штатном расписании, порядке рабочего времени;
  • проверка наличия нотариально удостоверенного перевода с иностранных языков документов, которые содержат текст на них;
  • корректировка технологического регламента для точного соответствия тем разделам и информации в них, которые прописаны в Законе № 89-ФЗ и Правилах № 2400.
Шаг 2. Независимый экспертный аудит
Когда «замылился глаз», ошибки перестают быть заметными и тем несправедливее кажется отказ.
Внешние консультанты, которые разбираются в вопросах расширенной ответственности производителя и особенностях ведения Реестра утилизаторов, могут помочь:
  • выявить несоответствия, которые заявитель уже не видит;
  • оценить реальность попадания в реестр;
  • сформировать стратегию исправления;
  • подготовить корректный и связанный пакет документов.
Шаг 3. Отказ от спешки
Поспешность является основной причиной многократных отказов. Желание действовать быстро, опережая конкурентов, либо оперативно начать экономить на экологическом сборе, подлежащем уплате в случае если самостоятельной утилизации нет или экстренно приступить к продаже актов утилизации, чтобы заработать, чаще приводит к тому что документы подаются:
·       с опечатками,
  • с некомплектными документами (с недостающими листами),
  • с устаревшими данными,
  • без проверки соответствия требованиям.
Каждая новая ошибка — это новый цикл, новые задержки и новые расходы.
6. Выводы:
Чтобы ваше заявление на включение в Реестр утилизаторов имело шанс, необходимо:
✔ соблюдать цепочку «отход и/или полученное из него вторичное сырье → продукция» строго в рамках товарных групп по Конвертеру РОП
✔ проверять документы до отправки, а не после отказа
✔ описывать технологию полностью и достоверно
✔ работать с профессионалами, если есть сомнения
✔ не торопиться и не «наматывать круги»
✔ помнить: главное — структура, логика и соответствие законодательству
Реестр утилизаторов — не формальность, это юридически и финансово значимая площадка, доступ к которой получают только те компании, которые могут доказать соответствие требованиям.
Если вам нужен анализ вашей ситуации, мы готовы:
  • провести анализ вашей цепочки утилизации;
  • проверить пакет документов;
  • выявить ключевые ошибки;
  • оценить перспективы включения в реестр;
  • подготовить корректный комплект документов для подачи.
Напишите запрос удобным способом, опишите подробно ситуацию

Правовое экспертное бюро «Дельфи»
Телефон / WhatsApp: +7 919 990-03-78
E-mail: 2746227@gmail.com
Адрес: Санкт-Петербург, Разъезжая 5, оф. 222
Telegram: https://t.me/metod_delfi


[1] https://reestr-uoit.mnr.gov.ru/
[2] Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2394 «Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров»
[3] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ №О стандартизации в Российской Федерации» (ст. 14)
[4] https://rosreestr.gov.ru/eservices/request_info_from_egrn/
[5] https://egrul.nalog.ru/index.html
[6] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[7] Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400 «Об утверждении Правил ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров»
Made on
Tilda